На главную
 
   



Голландский национальный натюрморт

В XVII столетии появился и расцвел еще один жанр изобразительного искусства – натюрморт. Особенно талантливо проявили себя в этой области голландские живописцы. Именно благодаря этим художникам появилось такое понятие, как национальный голландский натюрморт. Голландцы показали миру все очарование неодушевленной природы и ее безмолвного мира.

Разные предметы: трофеи охотника или рыбака, фрукты, цветы, предметы домашнего обихода стали объектами искусства. Они помогли художникам показать сложное отношение человечества к миру вещей.

Новый жанр

Многие художественные центры Голландии принимали участие в создании национального натюрморта. От культурно-исторических обстоятельств зависел характер вклада каждого художника в свою работу.

Появление цветочного натюрморта было обязано любви голландцев к пышности и стремлению к нарядности. Гаагские художники изображали морские промыслы, обитателей моря. Университетский Лейден изображал и усовершенствовал «научный» натюрморт наподобие vanitas. Демократичный Роттердам славился «кухонным» натюрмортом. Но лучше всего удавались голландским живописцам «завтраки», которые были самым распространенным видом голландского натюрморта и писались, в основном, в Харлеме.

Первые шаги

Для первых картин в стиле натюрморта типичны изображения необычных предметов: экзотических плодов и птиц, морских диковинных раковин, насекомых и цветов. Создается впечатление, что живописец еще не уверен в красоте и популярности того, что он изображает и пытается убедить зрителя в достоинствах нового стиля живописи, изображая редкие и занимательные предметы.

Эта боязнь приводит к тому, что картины «перегружены» композицией и в них слишком много цветности. Так, например, в картине «Натюрморт с фруктами» художника Б. Ван-дер-Аста. Но скоро появляются такие живописцы, как Хеда и Класс, которые выбирают для своих картин обычные предметы быта людей. Именно им удалось не только показать их эстетическую ценность, но и убедить зрителя, что за этими вещами стоит человек. Изображение измятой скатерти, опрокинутый бокал с вином, забытая трубка курильщика, оставленная на столе тарелка – все это выдает невидимое присутствие хозяина.

Охотничьи трофеи

В конце XVII столетия в голландском натюрморте уже видна декоративная настроенность. На первое место выходит такое направление, как охотничьи трофеи, что соответствовало вкусам той аристократии.

Больше всех в этом жанре натюрморта преуспели Веникс и Хондекутер. Например, у Потсена убитая дичь выглядела на картине, как товар, продающийся на рынке вместе с другими вещами. Дичь изображалась, как рыночный товар. Теперь же натюрморт обрел новый смысл, показал новое отношение к охоте, не как промыслу, а как к развлечению аристократии тех времен, которое было доступно только избранным.

На новых работах охотничьи трофеи изображаются, как изысканные предметы. Художники выискивают в этих предметах красивые ракурсы, изображают их на фоне живописного парка, в котором присутствуют вазы и статуи.







 
На главную :: Новости
©2009-2024 www.modernpainters.ru • info@modernpainters.ru