Фото вручную: Оптика совершила две революции в живописи
29.10.2011
Историки искусства очень удивляются, почему же к концу XVI за несколько десятилетий в портрете произошла революция. Напряженные и застывшие лица вдруг сменились на картинах живыми и полными чувств выразительными чертами…
Споры об этом по сей день не смолкают, американский художник Хокни предложил версию случившегося: живописцы Возрождения на вооружение взяли самые передовые из достижений тогдашней науки, создали с помощью оптических приборов что-то подобное так называемой «рукописной фотографии».
Битвы за перспективу
Изображение неподвижных натюрмортов давалось художникам веками нелегко. Чтоб научиться рисовать предмет в перспективе, изобретались устройства и способы, наподобие тех, что описал в работе «Учебник для художника» немецкий график Дюрер. В качестве иллюстраций он изобразил на гравюре процесс рисования сложного в отображении музыкального инструмента – лютни. «Механизированный» же процесс был сложным и громоздким. Художнику приходилось прибегнуть к помощи ассистента.
Аппарат изображения перспективы включает 3 нити и двигающейся пластины в раме. 1-ая нить символизирует линию взгляда самого художника, она продета сквозь ушко иглы, которая закреплена в стене; к концу ее привязан груз, к иному – металлическая указка. И помощник указкой дотрагивается до точек по контуру самой лютни, художник манипулирует тоже двумя нитями, которые закреплены на раме вертикально, горизонтально. Где 1 нить проходит сквозь раму, художник и отмечает 2 нитями точку на пересечении первой нити и плоскости рамы, далее ослабляет 1 нить, потом вставляет эту пластину в раму, карандашом отмечает там точку пересечения нитей (вертикальной и горизонтальной). Повторяя манипуляции, сдвигая и задвигая в раму пластину, он получает на листе бумаги очередность точек, отмечающих контуры лютни в перспективе, потом соединяет линиями эти точки.
|